Кругобайкальская железная дорога

                                                                                                       ПАМЯТНЫЕ МЕСТА РОССИИ

                                                                        КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

                                                                      уникальный памятник инженерного зодчества

 

 


   29 марта 1891 года Император  Александр III подписал указ о строительстве Транссибирской магистрали (самой длинной железной дороги в мире). Одним из отрезков Транссибирской железной дороги стала Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), которая соединила Иркутск со станцией Мысовая, огибая озеро Байкал (станция Иркутск – станция Байкал – станция Слюдянка – станция Мысовая).

   В 1956 году после запуска, Иркутская ГЭС была затоплена ветка от станции Иркутск до станции Байкал, и поезда стали мчаться по новой железной дороге от Иркутска до Слюдянки по Олхинскому плато. Вследствие ветка от станции Байкал до станции Слюдянка потеряла свое стратегическое значение.

Сегодня КБЖД – заповедный участок западной части железнодорожной ветви от станции Байкал до станции Слюдянка, сейчас этот участок выведен из транзитного движения. Восточная часть дороги (станция Слюдянка – станция Мысовая) осталась в составе Транссибирской магистрали. 

   Западная часть дороги была сложным участком для строительства железного полотна: крутые скалы, постоянные осыпи и обвалы. Строителям пришлось пробивать тоннели в мысах, возводить галереи и подпорные стены от камнепадов. Кроме того, западная часть дороги изрезана реками и ручьями, через которые были построены многочисленные искусственные сооружения, а также каменные и железобетонные берегоукрепительные стены со стороны озера дабы предотвратить натиск волн. Трудно представить, как люди работали при помощи керосиновой лампы, рискуя своей жизнью. Во время строительства КБЖД использовали местные строительные материалы без применения сложной техники. Из-за отсутствия прибрежной трассы все материалы, за исключением камня (его добывали прямо на месте) доставлялись к месту строительства по воде (летом – на баржах, зимой – на гужевом ходу по льду).  

   Памятники инженерного искусства вековой давности сохранились до настоящего времени почти без утрат:

  • 39 тоннелей и 16 отдельно строящих галерей;
  • 470 водопропускных (искусственных) сооружений – виадуков, мостов, труб;
  • 280 подпорных стенок различного назначения. 

   Вместе со строительством железнодорожного плато на западном участке были обустроены шесть станций: Байкал, Хвойна, Маритуй, Шарыжалгай, Култук, Слюдянка. При станциях со временем появились поселки. Сегодня на месте бывших построек XX века строятся туристические базы (турбазы). 

   12 сентября 1904 года от Слюдянки до станции Байкал прошел первый поезд, первым пассажиром которого стал министр путей сообщения Российской империи князь М.И. Хилков

  Во время русско-японской войны Кругобайкальская железная дорога была важным объектом, сыграв главную роль в доставке воинских эшелонов на восток. 

   КБЖД – памятник технической мысли человека – органично вписывается в окружающую природу озера Байкал. Здесь находятся уникальные орнитологические заповедники (район Култука, Шумиха, Шарыжалгай), произрастают редкие реликтовые растения (район Маритуя).