II Всероссийский форум в «Артеке»

II Всероссийский форум в «Артеке»

 артек форум ЛМ

        В рамках круглого стола по вопросу обеспечения  безопасности в организациях отдыха детей и их  оздоровления, организатором которого являлось  Министерство образования и науки РФ, заместитель  директора ФГБОУ ДО «Федеральный центр  детско-  юношеского туризма и краеведения» Леонид Михайлович  Проценко обозначил  необходимость смены вектора  обучения  вожатых и сотрудников лагерей, а также  охарактеризовал  несколько аспектов «поколения Z»,  приводящих к конфликту  поколений.   

        В первую очередь, эксперт отметил очень низкий  уровень психологической грамотности сотрудников  организации детского отдыха и оздоровления и, конечно же,  родительский. «Но с родителями мы вряд ли что-то сделаем,  а вот с коллегами-  вожатыми, прежде всего, помимо  педагогических технологий, мы будем говорить о том, что  необходимо обращать внимание на основы возрастной  психологии, социальной психологии и именно  психологических аспектов работы. Мы столкнулись с тем,  что  нынешние дети совершенно другие, так называемое  поколение Z, родившееся после 2000 года», - сказал он.

        Короткая справка: в 2001 г. Марк Пренски вводит  понятие цифровое поколение, подразумевая  под ним детей,  рожденных во времена цифровой революции  и нуждающихся в особом подходе к обучению, поскольку они обрабатывают  информацию иначе, чем поколение цифровых иммигрантов, т.е. людей, родившихся до цифровой эпохи.

        В нашей стране это дети, поколение Z, родившиеся начиная с 2000-х гг. и по настоящее время, причем здесь важно, чтобы они росли и развивались в среде, наполненной цифровыми технологиями, поэтому это в большей степени касается детей из крупных  городов. Если спросить их, что они любят, большинство ответят, что их увлекают цифровые технологии и различные устройства, а если точнее, то короткая, мгновенная, немедленная переписка или игры. Они могут назвать различные компьютерные игры,  просмотр видео, поиск в интернете. Мозг страстно желает новой информации, развлечения, ярких впечатлений, и технологии это с избытком предоставляют.

       На основе анализа данного поколения, предоставленного сотрудниками кафедры психологии развития МПГУ, Леонид Михайлович озвучил  несколько выводов. «Прежде всего у детей поколения Z есть потребность в событийности: они везде должны  быть   здесь и сейчас. А в ситуации, когда у вожатого 18-20 человек в отряде, она не удовлетворяется, вследствие чего у ребенка начинаются внутренние переживания», - отметил эксперт. - «У детей низкая концентрация внимания, другое языковое  развитие -   они читают по ключевым словам, у них новая потребность - здесь и сейчас мгновенно получить и реализовать потребность в признании. Наше поколение хочет, чтобы все было сделано на века, а им важно сделать быстро, получить  результат». 

        Также эксперт перечислил главные риски, которые вытекают из  психологических особенностей детей. Во-первых:  зависимое поведение. Все, кто работают с современными подростками, понимают, что ребенок никогда не расстается со своим  гаджетом, он всегда хочет быть на связи, так что за счет увеличения потребности в коммуникации, за счет игр на смартфоне происходит увеличение степени зависимости подростка от гаджета. Что с этим делать - психологи пока линейно не отвечают. Во-  вторых: у детей нового поколения нет навыков решения проблемных жизненных ситуаций, например, от элементарного ухода за собой и заканчивая конфликтом.

      «Мы провели опрос некоторых вожатых и по результатам ЛОК выявили основные типичные конфликтные ситуации:  в первую очередь это ситуации, связанные с недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы, у детей поколения Z нет  понятия «свое» или «чужое». Далее -  неадекватные стратегии самоутверждения, например, хвастовство своими умениями и материальным положением своей семьи. Также необходимо сказать, что существует проблема отсутствия желания соблюдать  правила нормы и поведения. Последний, самый большой вывод, который мы получили по нашим исследованиям, это проблема с эмоциональным интеллектом у подростков», - отметил Л.М.Проценко.

        В заключении эксперт сказал, что ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» в ближайшее время займется разработкой  методические рекомендации для вожатых.

   АртекФорум-2017, день 2 (132)