Фотогалерея

  • pic1
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic2
  • pic3
  • pic3

12121212

Проекты

Консультационный центр

Консультационный вариант 2














Памятник 1000-летию Руси

                                                                                                         ПАМЯТНЫЕ МЕСТА РОССИИ

                                                                                    ПАМЯТНИК ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РОССИИ

                                                                                                г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

 

   В Великом Новгороде в центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей города – памятник Тысячелетию России. Его открытие состоялось в 1862 году, время установки памятника было выбрано не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского. Художники, скульпторы Михаил Осипович Микешин (18351896 гг.), Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Александрович Гартман − создатели памятника.

  Знакомство с памятником невозможно ограничить беглым взглядом. Он создан для того, чтобы неспешно и вдумчиво обойти это грандиозное сооружение со всех сторон.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, − словно возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России.

   Высота памятника − 15,7 метров, диаметр гранитного пьедестала − 9 метров, вес бронзового литья − 65,5 тонн, общее количество фигур − 128, из них 109 внизу на горельефе.

Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Первый уровень. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (так называемые «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории: от признания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда направлены были в свое время интересы России. Так, взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг, к стольному Киеву, Ивана III– на восток, к Москве. На юго-восточной стороне представлен Дмитрий Донской, отразивший оттуда монгольскую угрозу. Минин и Пожарский как бы противостоят угрозе с запада. Взгляд Петра I устремлен на север – к берегам Балтики, к новой столице Российской империи – Петербургу.

Начальный период русской государственности представлен мощной фигурой князя Рюрика – первого русского государя. Он изображен в доспехах древнерусского воина. В руке его щит с надписью: «Лета STO». В переводе со старославянского «год 862» - легендарная дата призвания варягов, именно она была официально признана датой рождения Российского государства.

Одна из красивейших композиций на памятнике – «Крещение Руси». В центре – святой равноапостольный князь Владимир, в его правой руке византийский крест – символ спасения. Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.

Начало освобождения Руси от монгольского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского, попирающего воина Золотой орды.

Великий князь московский Иван III, дед Ивана Грозного, представлен в центре композиции как единодержавный государь – в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках.

На западной стороне памятника находится скульптурная группа «Венчание на царство Михаила Романова». Шестнадцатилетний Михаил в 1613 году первым из династии Романовых становится русским царем. Идея сюжета такова: Минин и Пожарский − создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции, венчают на трон Михаила Романова.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I – основателя Российской империи. Над плечом императора распростер крылья «гений славы», указывающий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед.

Наибольший интерес представляет нижний фриз из 109 фигургорельефов − третий уровень. М. О. Микешин разделил все скульптуры на нижнем фризе памятника «Тысячелетие России» на четыре группы, с целью – «всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличиванию России».

Группа 1. «Государственные и общественные деятели России». Группа из 26 фигур занимает восточную часть фриза. Открывает группу фигура Ярослава Мудрого (978-1054 гг.) – великий князь киевский, крупный государственный деятель. При Ярославле выросла культура Руси и значительно упрочился международный авторитет. На троне с царскими регалиями изображен Иван III Васильевич (1440-1505 гг.) – великий князь московский с 1462 года, выдающийся государственный деятель и дипломат. При нем в 1480 году было окончательно свергнуто многовековое монголотатарское иго. Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) – императрица всероссийская с 1762 года. При Екатерине значительно окрепла абсолютная монархия. Во время ее правления к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ. Замыкает эту композицию император Николай I (1796-1855 гг.), вступил на престол в 1825 году.

Группа 2. «Деятели культуры». Самая небольшая группа на западной стороне фриза включает всего 16 фигур. Здесь представлены те, кто прославил культуру России в XVIII – XIX веках. В начале мы видим «отца русской науки» Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.) – гениального ученогоэнциклопедиста, мыслителя-материалиста, одного из основоположников современного естествознания, поэта, заложившего основы русского литературного языка, выдающегося деятеля русского просвещения. В центре композиции − фигура Ивана Крылова (1769-1844 гг.) – великого писателя, баснописца. Здесь видим также Николая Карамзина (1766-1826 гг.) – писателя и историка, основоположника сентиментализма в русской литературе; Александра Пушкина (1799-1837 гг.) – одного из величайших гениев мировой литературы, родоначальника новой русской литературы, писателя, поэта; Михаила Лермонтова (1814-1841 гг.) – великого поэта, его совершенные по форме свободолюбивые произведения сыграли огромную роль в формировании прогрессивной общественной мысли; Николая Гоголя (1809-1852 гг.) – одного из гениев мировой литературы, основателя направления критического реализма в русской литературе.

Группа 3. «Просветители». Находится на южной стороне памятника. В основе группы − церковные деятели, те, кто стоял у истоков христианского вероучения, кто просвещал, нес в народ высокие идеалы. Всего 31 фигура. Это братья монахи Кирилл (827-869 гг.) и Мефодий (820-885 гг.) – ученые, просветители славянства в Болгарии и Моравии. Сони составили первую славянскую азбуку, которая сыграла важную роль в распространении грамотности и культуры на Руси. Княгиня Ольга (около 920 – 969 гг.) – киевская княгиня, с 945 года жена князя Игоря и мать Святослава. По свидетельству летописи, ездила в Византию, что способствовало усилению связей Древней Руси с Византией и росту культуры нашего государства. Летописец Нестор (даты рождения и смерти неизвестны) – монах КиевоПечорского монастыря, выдающийся писатель Древней Руси. Известны его произведения «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия», в которых он призывает к единству Руси и выступает против усиления влияния на Русь Византии. Большинство историков считает Нестора автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» − замечательного памятника древнерусской литературы. Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) – крупный церковно-политический деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря (город Сергиев Посад) и ряда других. Сыграл выдающуюся роль в борьбе с монголо-татарами, призывая русских князей объединиться. Содействовал Дмитрию Донскому в собирании сил для Куликовской битвы. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Группа 4. «Военные люди и герои». По количеству фигур группа является самой большой и состоит из 36 персонажей. Открывает группу Святослав Игоревич, внук Рюрика, а заканчивает − П.С. Нахимов. Здесь мы видим Александра Невского (12201263 гг.) – князя Новгородского, великого князя Владимирского, выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата, национального русского героя, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых; Александра Суворова (1730-1800 гг.) – великого полководца, одного из основоположников русского военного искусства, генералиссимуса; Михаила Кутузова (1745-1813 гг.) – гениального полководца, генерал-фельдмаршала, в Отечественной войне 1812 года возглавившего русскую армию, сыгравшего исключительную роль в разгроме наполеоновских войск.