Памятник 1000- летию Руси

Resize of рюрик на памятникеВ Великом Новгороде в центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей города – памятник Тысячелетию России. Его открытие состоялось в 1862 году, время установки памятника было выбрано не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского. Художники, скульпторы Михаил  Осипович Микешин(1835-1896 гг.), Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Александрович Гартман − создатели памятника.

Знакомство с памятником невозможно ограничить беглым взглядом. Он создан для того, чтобы неспешно и вдумчиво обойти это грандиозное сооружение со всех сторон.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, − словно возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России.

Высота памятника − 15,7 метров, диаметр гранитного пьедестала − 9 метров, вес бронзового литья − 65,5 тонн, общее количество фигур − 128, из них 109 внизу на горельефе.

Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Первый уровень. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (так называемые «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории: от признания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда направлены были в свое время интересы России. Так, взоры князей Рюрика и  Владимира обращены на юг, к стольному Киеву, Ивана III– на восток, к Москве. На юго-восточной стороне представлен Дмитрий Донской, отразивший оттуда монгольскую угрозу. Минин и Пожарский как бы противостоят угрозе с запада. Взгляд Петра I устремлен на север – к берегам Балтики, к новой столице Российской империи – Петербургу.

Начальный период русской государственности представлен мощной фигурой князя Рюрика – первого русского государя. Он изображен в доспехах древнерусского воина. В руке его щит с надписью: «Лета STO». В переводе со старославянского «год 862» - легендарная дата призвания варягов, именно она была официально признана датой рождения Российского государства.  

Одна из красивейших композиций на памятнике – «Крещение Руси». В центре – святой равноапостольный князь Владимир, в его правой руке византийский крест – символ спасения. Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.

Начало освобождения Руси от монгольского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского, попирающего воина Золотой орды.

Великий князь московский Иван III,дед Ивана Грозного, представлен в центре композиции как единодержавный государь – в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках.

На западной стороне памятника находится скульптурная группа «Венчание на царство Михаила Романова». Шестнадцатилетний Михаил в 1613 году первым из династии Романовых становится русским царем. Идея сюжета такова: Минин и Пожарский − создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции, венчают на трон Михаила Романова.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I основателя Российской империи. Над плечом императора распростер крылья «гений славы», указывающий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед.

Наибольший интерес представляет нижний фриз из 109 фигур-горельефов − третий уровень. М. О. Микешин разделил все скульптуры на нижнем фризе памятника «Тысячелетие России» на четыре группы, с целью – «всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличиванию России».

Группа 1. «Государственные и общественные деятели России». Группа из 26 фигур занимает восточную часть фриза. Открывает группу фигура Ярослава Мудрого (978-1054 гг.) – великий князь киевский, крупный государственный деятель. При Ярославле выросла культура Руси и значительно упрочился международный авторитет. На троне с царскими регалиями изображен Иван III Васильевич (1440-1505 гг.) – великий князь московский с 1462 г., выдающийся государственный деятель и дипломат. При нем в 1480 г. было окончательно свергнуто многовековое монголо-татарское иго. Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) – императрица всероссийская с 1762 г. При Екатерине значительно окрепла абсолютная монархия. Во время ее правления к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ. Замыкает эту композицию император Николай I (1796-1855 гг.), вступил на престол в 1825 г.

Группа 2. «Деятели культуры». Самая небольшая группа на западной стороне фриза включает всего 16 фигур. Здесь представлены те, кто прославил культуру России в XVIII – XIX веках. В начале мы видим «отца русской науки» Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.) – гениального ученого-энциклопедиста, мыслителя-материалиста, одного из основоположников современного естествознания, поэта, заложившего основы русского литературного языка, выдающегося деятеля русского просвещения. В центре композиции − фигура Ивана Крылова (1769-1844 гг.) – великого писателя, баснописца. Здесь видим также Николая Карамзина (1766-1826 гг.) – писателя и историка, основоположника сентиментализма в русской литературе; Александра Пушкина (1799-1837 гг.) – одного из величайших гениев мировой литературы, родоначальника новой русской литературы, писателя, поэта; Михаила Лермонтова (1814-1841 гг.) – великого поэта, его совершенные по форме свободолюбивые произведения сыграли огромную роль в формировании прогрессивной общественной мысли; Николая Гоголя (1809-1852 гг.) – одного из гениев мировой литературы, основателя направления критического реализма в русской литературе.

Группа 3. «Просветители». Находится на южной стороне памятника. В основе группы − церковные деятели, те, кто стоял у истоков христианского вероучения, кто просвещал, нес в народ высокие идеалы. Всего 31 фигура. Это братья монахи Кирилл (827-869 гг.) и Мефодий (820-885 гг.) – ученые, просветители славянства в Болгарии и Моравии. Сони составили первую славянскую азбуку, которая сыграла важную роль в распространении грамотности и культуры на Руси. Княгиня Ольга (около 920 – 969 гг.) – киевская княгиня, с 945 года жена князя Игоря и мать Святослава. По свидетельству летописи, ездила в Византию, что способствовало усилению связей Древней Руси с Византией и росту культуры нашего государства. Летописец Нестор (даты рождения и смерти неизвестны) – монах Киево-Печорского монастыря, выдающийся писатель Древней Руси. Известны его произведения «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие  Феодосия», в которых он призывает к единству Руси и выступает против усиления влияния на Русь Византии. Большинство историков считает Нестора автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» − замечательного памятника древнерусской литературы. Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) – крупный церковно-политический деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря (город Сергиев Посад) и ряда других. Сыграл выдающуюся роль в борьбе с монголо-татарами, призывая русских князей объединиться. Содействовал Дмитрию Донскому в собирании сил для Куликовской битвы. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Группа 4. «Военные люди и герои».

По количеству фигур группа является самой большой и состоит из 36 персонажей. Открывает группу Святослав Игоревич, внук Рюрика, а заканчивает − П. С. Нахимов. Здесь мы видим Александра Невского (1220-1263 гг.) – князя Новгородского, великого князя Владимирского, выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата, национального русского героя, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых; Александра Суворова (1730-1800 гг.) – великого полководца, одного из основоположников русского военного искусства, генералиссимуса; Михаила Кутузова (1745-1813 гг.) – гениального полководца, генерал-фельдмаршала, в Отечественной войне 1812 года возглавившего русскую армию, сыгравшего исключительную роль в разгроме наполеоновских войск.