Фотогалерея

  • pic1
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic2
  • pic3
  • pic3

12121212

Проекты

Консультационный центр

Консультационный вариант 2














Сергиев Посад

                                                                                                                                   ПАМЯТНЫЕ МЕСТА РОССИИ

                                                                                                                  «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»

                                                                                                                      г. СЕРГИЕВ ПОСАД 

  

     

   Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским (1314-1392 гг.) в середине XIV столетия в глухом лесу в 71 километре от Москвы. Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) вместе со своим братом Стефаном отправились искать место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они многие леса и, наконец, пришли в одно пустынное место, в чаще леса, где была и вода. Срубили себе хижины, келью и небольшую избушку, освещенную во имя Святой Троицы. Стефан долго не смог прожить в лишениях и покинул брата. А Варфоломей принял постриг и был окрещен Сергием. Постепенно к Святому начали приходить монахи. Образовался монастырь. Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и приобрел славу по всей Руси. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли иконов и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

  Русская земля изнывала тогда под жесточайшим гнетом татаро-монгольского ига, а раздоры и кровавые усобицы удельных князей ослабляли ее изнутри. Основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Широкую известность получила его патриотическая деятельность в связи с подготовкой «Мамаева побоища» на Куликовом поле (1380), ставшего поворотной вехой в русской истории. Тот факт, что сам Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому за советом перед началом похода, а потом еще раз посетил после блестящей победы, чтобы поблагодарить за поддержку, поднял авторитет монастыря и его игумена в глазах простого народа.

  Расположение Троицкого монастыря на важной стратегической дороге способствовало тому, что в середине XVI в. он был включен в общую систему обороны Москвы, поэтому наряду со строительством храмов было принято и строительство стен. Деревянную ограду сменили каменные крепостные стены с двенадцатью башнями, протяжённостью около полутора километров. На строительство этих укреплений в порядке государственной повинности в течение десяти лет (1540-1550 гг.) привлекалось население ряда окрестных уездов. Иван Грозный несколько раз посещал монастырь, наблюдал за ходом работ, − в 1547 г. он дал монастырю 3000 рублей, а крестьян, занятых на строительстве, освободил от податей и других повинностей. С сооружением каменной ограды расширялась и территория монастыря. Дорога, ведущая из Москвы к Сергиеву Посаду, была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка пассажиров: еще Судебник 1497 г. регламентировал твердую плату за проезд от Москвы до Радонежа – четверть рубля, до Переславля-Залеского  - 20 алтын, до Ростова – рубль, до Ярославля – рубль с четвертью, до Вычегды – 7 рублей, до Двины и Холмогор – 8 руб.

  Меры принятые для укрепления Троицкого монастыря оказались весьма дальновидными: пятьдесят лет спустя, в тяжелые годы «Смутного времени», крепость блестяще выдержала суровые испытания и вписала одну из ярких страниц в героическую борьбу русского народа против иностранных захватчиков. Троице-Сергиев монастырь, как и положено религиозному центру, стал крупнейшим землевладельцем во всей России. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. При таком развитии внутри монастыря развертывалось крупное строительство. В 1742 г. в стенах монастыря открылась духовная семинария, а в 1744 г. монастырь получил титул Лавры. К началу XVIII века села уже образовали замкнутое кольцо, а в 1782 г. слободам и селам присвоен статус посада и название «Сергиевский». 

Сегодня Лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. 

                                                                                                         Крепостные стены и башни Троице-Сергиевой Лавры – вид с северной стороны.

                                                                               Троице-Сергиева Лавра со смотровой площадки. 

Главная достопримечательность лавры Троицкий собор (1422-1423 гг.) – представляет собой памятник раннемосковского зодчества. В строительстве собора и украшении его иконами и фресками принимал участие художник Андрей Рублев, для которого им была написана икона «Троица». Здесь же в соборе находятся мощи Сергея Радонежского. Слева к собору примыкает  Никоновский придел, сооруженный в 1548 г. Духовная церковь (1476 -1477 гг.) – редчайшее сооружение, построенное при участии псковских мастеров. Она сочетает в себе характерные черты московского зодчества и псковского типа.  Редкий своеобразный памятник древнерусского зодчества.  (1741-1769 гг.) – пятиярусная колокольня Троица-Сергиева монастыря является достойным украшением архитектурного ансамбля. Колокольня построена по канонам классической  архитектуры и производит впечатление отлично спроектированной постройки с пропорциональными ярусами и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает колокольню необычное завершение в форме раковины.  В строительстве ее принимали участие замечательные русские мастера Иван Мичурин и Дмитрий Ухтомский. Высота колокольни вместе с крестом составляет около 88 метров. Успенский собор (1559-1585 гг.) – был построен по велению царя Ивана Грозного в память о покорении Казани. По характеру архитектуры близок к замечательному памятнику древнерусского зодчества – Успенскому Собору Московского Кремля XV века. Это величественный шестистолпный храм с пятью тесно посаженными главами. В 1648 г. он был расписан группой троицких и ярославских художников.

  Успенские ворота. Надвратная церковь (1693-1699 гг.) – Пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи по архитектурному стилю входит в одну группу монастырских памятников московского барокко. Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686-1692 гг.) – великолепный образец «русского узорочья». Внешние и внутренние убранства сооружений украшают нарядные росписи, лепнина, белокаменная резьба. Митрополичьи покои – (XVII-XVIII в.), современный вид покои приняли в 1778 году, на северном фасаде бы устроен балкон на низких колоннах, а стены украсили фигурными наличниками. Михеевская церковь (1734) – расположена рядом с трапезной. Надкладезная часовня (конец XVII в.) – наиболее миниатюрное сооружение Троице-Сергиева монастыря. Покрытая сплошной резьбой и росписью, она повторяет композицию ярусных храмов Москвы XVII века. Царские чертоги (дворец) – конец XVII века. Являются одним из самых нарядных сооружений Троице-Сергиева монастыря. Особенно примечательны его интерьеры, в украшении которых принимали участие выдающиеся мастера – лепщики Илья Саевич и Михаил Зимин. Больничные палаты (1635-1637 гг.) – Больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких относятся к числу редких памятников гражданской архитектуры XVII в. Особенно интересна шатровая церковь, украшенная зелеными изразцами и придающая сооружению законченную пирамидальную форму. Усыпальница Годуновых – здесь покоится династия Годуновых. Смоленская церковь-ротонда (1746-1748 гг.) – небольшая церковь построена в период Елизаветы Петровны в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в форме ротонды.                                                                 Каличья башня (1759-1772) – сооружение постройки классического стиля, вход в обитель с северной стороны.